Мой город — Барнаул
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Игровые методы обучения в программировании: плюсы и минусы

В 2010 году Microsoft, SAP, Deloitte и другие крупные компании стали дополнять программное обеспечение игровыми элементами. Такой подход быстро нашел отклик среди пользователей, и с тех пор геймификацию стали активно внедрять в разработке, дизайне и образовании. Игровой подход часто включают в дисциплины, связанные с IT и программированием, и 70% учителей считают это эффективным решением. При этом, по мнению обычных россиян,игровые подходы к обучению являются ничем иным, как видеоиграми, которые приносят больше вреда, чем пользы. Способна ли геймификация помочь ребенку в учебе? Будем разбираться.
31 марта 2020
Илья Казаков,
директор направления Junior Московской школы программистов

Повышенная вовлеченность

Помните, как раньше проходили школьные уроки? Учитель ведет монолог, периодически задавая вопросы ученикам. Кто-то старательно ведет конспект, а кто-то засыпает. Неудивительно, что в школах такая разница в успеваемости учеников. Так называемая «Пирамида обучения» наглядно показывает эффективность разных методов.

Если заинтересовать школьников в получении знаний, им будет проще усвоить предмет, например, написать код. Но вводить много строк кода в среде, которая представляет собой черное окно программы, очень тяжело как для восприятия этого материала, так и для того, чтобы разобраться в том, где в программе есть ошибка и в чем она заключается. Поэтому специально для детей сотрудниками MIT был придуман блочный язык визуального программирования Scratch. Принцип создания программы в нем очень прост и нагляден: для того, чтобы заставить исполнителя (Спрайта) двигаться, ребенку требуется выбрать из существующих элементов («блоков») подходящие для его задачи действия (например, «идти 10 шагов» или «повернуть направо»). Выполнение программы дублируется визуальным представлением, и ученик видит, за что отвечает каждая строчка его кода. При такой подаче ученикам намного интереснее изучать материал и развивать свои способности для творчества, потому что средствами данного языка программирования можно создать собственную игру или мультфильм, свои программы с использованием блочного языка Scratch.

Школа = положительные эмоции

В среднем дети играют в компьютерные игры 13 часов в неделю. Почему так происходит? Виной всему дофамин, вырабатываемый в мозге и отвечающий за чувство удовлетворения. Он естественным образом вырабатывается в больших количествах во время получения положительного опыта, общения с друзьями, просмотра интересного фильма или поедания чего-либо вкусного. В образовательном процессе, когда дети часто находятся в состоянии нервного и физического напряжения, на занятиях необходимо поддерживать дружественную и веселую атмосферу. Положительные эмоции учеников напрямую зависят от душевного состояния преподавателя: если он расслаблен, поддерживает непринужденность в общении, разбавляет набор сложных учебных тезисов жизненными примерами или шутками, то в таком формате обучение будет проходить для детей намного продуктивнее и веселее. Кроме этого выработку дофамина на уроке могут спровоцировать различного рода групповые взаимодействия (квесты, учебные эстафеты, ролевые игры). Похвала и положительное подкрепление — незаменимая часть продуктивного урока. Можно хвалить ученика как за достигнутый результат (выполненное домашнее задание, тест или написанная проверочная работа), так и применять безусловную похвалу, потому что многим детям очень не хватает в свой адрес простых ободряющих и добрых слов.

Обычно преподавателю приходится самому придумывать, как сделать предмет интересным для учеников. Зато при разработке обучающих компьютерных игр над этим трудится целая команда специалистов: сценаристы, дизайнеры, художники, аниматоры, программисты.

Демонстрация прогресса

Люди проводят за играми больше времени, если за выполнение заданий они получают награду. Точно так же и в учебе: значки и баллы помогают детям ощущать свой прогресс и хотеть продолжать. Мозг «радуется» игровому интерфейсу и не замечает, что за ним стоит учеба. Под влиянием дофамина она превращается в приключение, которое, в отличие от лекций, не наскучивает ребенку и мотивирует его не останавливаться.

Более того, большинство систем геймификации предполагает мгновенную обратную связь. Например, студенты видят списки лидеров и понимают, на каком месте они находятся среди сверстников. Такие рейтинги мотивируют учеников на повторное прохождение задания для лучшего результата. Но призовое место служит лишь предлогом — в ходе таких попыток ребенок лучше усваивает материал, а это главная цель.

На одном языке

Современные школьники выросли на блогах, социальных сетях и видеоиграх. Благодаря этому они приобрели определенные технические навыки, новые способы мышления и учебные предпочтения.

Новому поколению нужен новый образовательный подход. Использование игрового обучения делает передачу знаний в четыре раза эффективнее, чем традиционные методы обучения. В ходе игры дети усваивают в десять раз больше информации в различных формах, работают в индивидуальном темпе и могут многократно обращаться к одному и тому же материалу.

Социальная пассивность

Но во всём важна мера, иначе, заигравшись, можно впасть в компьютерную зависимость. Отпадает потребность общаться с семьей, друзьями, окружающими, реальный мир отталкивает своей неидеальностью. Эти симптомы свойственны 40-80% людей, играющих в компьютерные игры. Многие специалисты считают, что такого рода зависимость вылечить гораздо труднее, чем другие виды зависимостей. Дети все больше замыкаются в себе, теряют социальный контакт со сверстниками, постепенно погружаясь в виртуальный мир в ущерб реального общения. Поэтому геймификация образовательной деятельности является первым шагом к выходу из подобного состояния.

Чтобы игры помогали в учебе и не нарушали связь с реальностью, рекомендуется, чтобы дети находились под присмотров педагога. Он будет контролировать процесс и выделять под игру не весь урок, а лишь его часть. Если мы говорим об компьютерных приложениях, то продолжительность работы на компьютере регламентируется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, согласно которому младшие школьники могут непрерывно находиться за компьютером не более 15 мин, а старшие — не более 30 мин. При этом ограничено общее количество уроков с использованием компьютера в течение дня.

Проблемы со здоровьем

Долгая работа за монитором сильно ухудшает зрение, особенно у детей. Только за последние 15 лет в России количество детей, у которых проблемы со зрением, увеличилось в 1,5 раза.

В случае, если ребенок будет проводить за компьютером в течение дня длительное время (суммарно более 2 часов), то есть риск возникновения этих недомоганий. В таком случае неправильное сидение за компьютером может спровоцировать нарушение осанки, головные боли, головокружения и ослабление мышечной деятельности.

Томас Эдисон говорил: «Я не работал в своей жизни ни одного дня. Всё, чем я занимался, было сплошным развлечением». Не бойтесь применять новые подходы, ведь учеба должна быть приятной и увлекательной.

В Школе программистов с 2001 года учат школьников 3-11 классов программированию и информационным технологиям. Здесь готовят победителей олимпиад всероссийского и международного уровня. Выпускники школы поступают в лучшие технические вузы России и работают в ведущих IT-компаниях мира.
31 марта 2020

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты