Бакалавриат, код направления 09.03.01
Специальность Информатика и вычислительная техника
В теоретическом блоке студенты изучают автоматизированные системы программирования, электротехнику и электронику, ЭВМ и периферийные устройства, операционные системы, программирование, сети и телекоммуникации, инженерную и компьютерную графику и др. На практике — учатся анализировать и прогнозировать потоки информации, создавать поисковые системы, сети хранения, обработки и передачи информации. Большинство вузов стараются привлекать к преподаванию специалистов-практиков. Во многих институтах и университетах предусмотрены сертифицированные курсы признанных разработчиков ПО.
Выпускники направления в большинстве своем работают программистами и системными администраторами. Могут выступать в качестве прикладных специалистов (заниматься разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации), системных программистов (разрабатывают операционные системы и интерфейсы работают с сетями) или web-программистов (разработчики интерфейсов и систем для глобальных сетей). Системные администраторы отвечают за функционирование сетей и компьютерной техники во вверенной им организации
Профили обучения: автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования (по отраслям)
Формы обучения: очно
Вузов
По этой специальности
222
В среднем по другим
16
Проходной балл
На эту специальность
34-102
В среднем на другие
43-87
Бюджетных мест
На эту специальность
11 517
В среднем на другие
259
Хочешь сдать ЕГЭ на 80+ и поступить в вуз на бюджет?
Поможем подготовиться к ЕГЭ на высокие баллы с гарантией поступления в онлайн-школе Учеба.ру
- Расскажем о системе эффективной подготовки
- Познакомим с онлайн-школой и платформой
- Ответим на вопросы и запишем на занятия
С какими ЕГЭ можно поступить
Вузы по специальности
МФТИ занимаются подготовкой высококлассных специалистов мирового уровня, которые смогут разрабатывать и внедрять новейшую технику и технологию в приоритетные направления развития экономики России. Основательное образование, получаемое студентами в университете, позволяет им после окончания вуза в короткие сроки осваивать новейшие технологии, которые используются на предприятиях, и нестандартно подходить к решению проблем и задач, возникающих на рабочем месте.
Вуз в рейтингах
3 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии азиатского агентства ShanghaiRanking Consultancy. В исследовании участвуют более 1200 вузов и только 500 попадают в итоговый список. Рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов, чтобы снизить влияние особенностей национальных систем образования на итоговую оценку. Вузы ранжируются на основе шести показателей, в том числе количество выпускников и сотрудников с Нобелевской или Филдсовской премией, число высоко цитируемых исследователей, число статей, опубликованных в авторитетных журналах Nature и Science. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
2 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
5 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
3 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Университет ИТМО один из ведущих вузов России в области информационных и фотонных технологий, получивший в 2009 году статус национального исследовательского университета. С 2013 года Университет ИТМО участник программы “Проект 5-100”. Это дает университету возможность обеспечить самые комфортные условия для работы российских и зарубежных студентов и преподавателей, создать уникальную среду для развития науки и образования.
Вуз в рейтингах
7 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
12 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
13 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Университет Баумана готовит инженеров для самых передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, всего здесь открыто более 100 программ. Вуз занимает лидирующее место в Ассоциации технических университетов России. Студенты привлекаются к реальной исследовательской работе, многие из них выбирают научно-исследовательское будущее и продолжают обучение в аспирантуре. Бауманский университет учредитель фонда Сколково.
Вуз в рейтингах
5 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
2 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
2 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Университет Иннополис — это новый российский университет международного уровня, в котором ведутся как научные исследования, так и образовательная деятельность. В университете обучаются будущие специалисты в области высоких технологий по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Здесь также занимаются довузовской подготовкой школьников, проводят курсы повышения квалификации специалистов ИТ-компаний.
Вуз в рейтингах
Университет МИСИС первым в России получил статус Национального исследовательского университета. Основные направления обучения — металлургия, горное дело, материаловедение, наноматериалы. МИСИС является участником международных проектов уровня MegaScience и единственным вузом, подписавшиим соглашение с Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН). На базе университета функционирует Академия больших данных Mail.ru Group.
Вуз в рейтингах
6 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии авторитетного британского журнала Times Higher Education (THE). В 2021 году в рейтинге ранжировано 1300 университетов из 92 стран. Рейтинг строится на основе 13 критериев, сгруппированных в пять категорий: образование, научно-исследовательская работа, цитируемость, интернационализация, инновации. Составляется общий рейтинг вузов и предметные рейтинги по направлениям обучения.
16 в России
Рейтинг лучших университетов мира по версии британского рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (QS). В проекте 2023 года было оценено более 1300 вузов из 97 стран мира. Ранжирование вузов проводится на основе шести критериев: академическая репутация (40%), отзывы экспертов (10%), индекс цитируемости (20%), cоотношение количества студентов и преподавателей (20%), процент иностранных студентов (5%) и иностранных преподавателей в вузе (5%).
17 в России
Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). Оценка вузов проводится на основании анализа статистических показателей и результатов онлайн-опросов студентов и выпускников, представителей академического и научного сообществ, представителей компаний-работодателей. Для оценки вуза используются три главных фактора: условия для получения качественного образования в вузе; уровень востребованности работодателями выпускников вуза; уровень научно-исследовательской деятельности вуза.
Поступление по олимпиаде
01 октября - 01 октября
отборочный онлайн этап
Всероссийская олимпиада школьников по математике
«Всеросс»
уровень
4-11
классы
04 октября - 24 декабря
отборочный онлайн этап
Олимпиада школьников «Шаг в будущее»
Ⅱ-Ⅲ
уровень
8-11
классы
Профессии
Оператор ПК заполняет таблицы, вносит данные в программы учета товаров и отгрузок, оформляет заказы и возвраты, сканирует и перепечатывает рукописные тексты. Иногда эти функции совмещаются с задачами экспедитора или оператора на телефоне.
Объем требований к таким специалистам может быть разным. В некоторых случаях нужно лишь умение пользоваться базовыми программами, что делает эту работу доступной практически для каждого. Другие фирмы ожидают умения работать со специальными программами (1С, AutoCad и др.). Впрочем всеми ими можно овладеть за пару недель. Оператору ПК требуется усидчивость и способность быть внимательным даже при работе с большим количеством однообразных данных. Такой работой могут заниматься люди с ограниченными возможностями, домохозяйки и студенты.
Аббревиатуры в названии расшифровываются так: UX — “user experience”, UI — “user interface” Над этими составляющими и трудится дизайнер. Глобально его задачу можно описать так: сделать так, чтобы пользователь взял от сайта, приложения или программы все возможное. Для этого ему должно быть удобно взаимодействовать с продуктом. Например, в случае, если какое-то предложение на сайте его заинтересует, он мог бы легко найти кнопку «узнать подробнее» или «купить». Также на сайте или в приложении должна быть удобная и понятная навигация и приятное для глаз оформление. Над этими и другими деталями интерфейса и работает UX/UI-дизайнер.
Гейм-девелопер проектирует игры, программирует их, занимается созданием графических моделей, подбирает музыкальное и звуковое сопровождение. Также он пишет сценарий игры, тестирует игру, оптимизирует ее и взаимодействует с сообществом игроков. Он работает в команде с дизайнерами, художниками, сценаристами, тестировщиками и другими специалистами.
Программист C# может быть разработчиком игр, веб-разработчиком, фронтендером, бэкендером, специалистом по машинному обучению или мобильным разработчиком. В его задачи входят написание своего кода, анализ и доработка чужого, тестирование ПО, его внедрение, интеграция и техническое сопровождение, исправление багов.
Этот специалист создает, устанавливает автоматизированные системы и отвечает за то, чтобы они функционировали исправно. Зачем вообще нужна автоматизация? Для того, чтобы сотрудникам оставалась только функция оператора: они могли бы наблюдать за показателями работы прибора или алгоритма (и при необходимости устранять неполадки) за экраном. И «бегать» от машины к машине было бы не нужно.
JavaScript разработчик пишет коды и создает разные элементы сайта для пользователей. Также язык можно использовать для внутренних процессов, например, для отслеживания посещаемости на сайте. Разработчики JS могут заниматься как фронтендом, так и бэкендом. Опытные специалисты могут также заниматься архитектурой проекта и контролировать рабочие процессы внутри команды.
IT-лингвисты находятся на стыке между гуманитариями и технарями: они занимаются разработкой программ, которые смогут воспроизвести когнитивную языковую деятельность реального человека - читать, понимать на слух, принимать участие в диалоге, переводить с одного языка на другой. Созданные ими инструменты помогают извлечь лингвистическую информацию из текстов, размечать лингвистические признаки, создавать ресурсы для хранения слов, их значений и свойств.
Задача этого специалиста — создать систему управления процессами, в которой не потребуется участие человека, а именно — специальное программное обеспечение. Например, в транспортной сфере оно будет решать проблему разведения транспортных потоков, в производстве — оптимального использования производственных мощностей. Чтобы избежать ошибок в управлении такими важными процессами, в программное обеспечение внедряются технологии искусственного интеллекта. Благодаря таким решениям риск ошибки из-за человеческого фактора становится намного меньше. Также в таких решениях задействуются так называемые big data (большие данные). Цель — та же: научить систему самостоятельно (без помощи человека) принимать оптимальные решения по организации сложных процессов.
Основная задача тестировщика программного обеспечения — поиск ошибок. Он ставит себя на место пользователя и моделирует ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы с программой. Это способствует улучшению его работы и снижению издержек. Тестировщик должен понимать бизнес-цели разработки ПО. Необходимо обладать хорошо развитым логическим мышлением, быть внимательным и уметь видеть картину целиком.
Задача системного администратора — сделать так, чтобы «все работало»: компьютеры, принтеры, факсы, локальная сеть, электронная почта и программное обеспечение. Нередко он же занимается обеспечением информационной безопасности — то есть, защитой данных компании. Системный администратор создает учетные записи, устанавливает программы и устраняет неполадки, удаляет вирусы, а зачастую и отслеживает, чем занимаются сотрудники в рабочее время.
Для успешной работы ему необходимо знать принципы работы хотя бы нескольких операционных систем (Windows, Linux, MacOS), уметь быстро находить и устранять причины неполадок. Кроме того, системным администраторам регулярно приходится «на пальцах» объяснять сотрудникам, как пользоваться офисной техникой. А это значит, что хороший сисадмин должен быть терпеливым и коммуникабельным. Кроме того, ему необходим уверенный английский язык для чтения технической документации и инструкций к технике и программному обеспечению.
Разработчик медиапрограмм создает инструменты для работы с информацией. Это могут быть поисковые агрегаторы, голосовые помощники, сервисы по распознаванию текста и так далее. Для этого специалисту необходимо сотрудничать с профессионалами в области искусственного интеллекта, лингвистики и программистами. Кроме того, разработчику необходимо владеть навыками взаимодействия с аудиторией: ее «голос» будет учитываться при создании новых продуктов.
Машинное обучение — одно из самых популярных направлений работы сегодня. Искусственный интеллект все глубже проникает в нашу жизнь. Он «учится» выполнять различные задачи, в том числе творческие (например, пишет музыку и рисует картины). Но без помощи квалифицированного специалиста ему бы вряд ли это удалось. МL-инженер пишет специальные программы, которые становятся основой для работы искусственного интеллекта. Также он следит за тем, чтобы алгоритмы нужным образом считывали имеющуюся у него информацию и помогали достичь нужного результата.
Его задача — адаптировать созданный дизайнером макет с помощью тегов, превратив его в готовую веб-страницу. Нужно сделать ее удобной для разных пользователей, браузеров и устройств. Профессия требует изобретательности и вкуса, когда речь идет о верстке графического наполнения. Она является связующим звеном между дизайном и программированием, поэтому здесь нужно хорошо понимать техническую сторону вопроса.
Программист — человек, который строит алгоритмы работы электронных устройств: от компьютеров до космических спутников. Программирование принято условно делить на две категории: системное (оно включает в себя, например, написание программ для драйверов оборудования), и прикладное (создание сайтов, приложений, ПО и т. д.).
Помимо знания нескольких языков программирования, хороший специалист должен быть собранным, внимательным и креативным, а также владеть английским языком. Профессия предполагает постоянное самообразование: поколения продуктов циклически устаревают, иногда сменяя друг друга каждый год. Если программист не совершенствует себя, его профессионализм быстро перестанет быть ценным. Но есть и обратная сторона: рост отрасли приводит к тому, что спрос на хороших сотрудников превышает предложение. Вот почему стереотип о высоких зарплатах программистов небезоснователен. Выпускники престижных вузов нередко получают хорошие предложения о работе за рубежом, и многие могут работать удаленно.
Программисты РНР занимаются созданием сайтов, приложений и интерфейсов программ. Это дефицитная специальность, и спрос на хороших специалистов превышает предложение, стимулируя рост зарплат программистов. Такая ситуация ожидается и последующие годы. Несомненным плюсом программирования как профессии является и то, что в ряде случаев работодатель не требует постоянного присутствия в офисе, чем и пользуются многие РНР-программисты, работая из дома или даже из других стран.
Обязанности веб-аналитика условно делятся на три большие группы: сбор данных (работа с сервисами веб-аналитики, рекламными кабинетами и CRM-системами), анализ данных и внедрение изменений. Собирая данные, веб-аналитик выгружает их, объединяет, обрабатывает и формирует отчеты. При анализе данных веб-аналитик оценивает динамику показателей из отчетов, ищет взаимосвязи, стоит гипотезы и делает выводы. На этапе внедрения изменений аналитик проверяет гипотезы, проводит A/B-тестирования, составляет ТЗ для тех сотрудников, которые будут вовлечены в работу над изменениями на сайте, а затем следит за эффективностью нововведений.
Дизайнер продукта продумывает, как должны выглядеть приложение или сайт, чтобы потребителю было удобно и комфортно им пользоваться. Он определяет места кнопок действия, продумывает соотношение элементов на экране, ищет оптимальное их размещение. Также специалист тестирует продукт с помощью тех, кто потенциально будет использовать его, перед его выходом на большой рынок. По итогам вносит корректировка. С помощью сервисов веб-аналитики дизайнер отслеживает, на каких элементах пользователи задержались дольше, почему пролистнули важную информацию и прочее, и так же вносит изменения в продукт.
Аббревиатура UX расшифровывается как user experience («пользовательский опыт»). Представитель этой профессии, в первую очередь, работает именно с ним. Причем исследователь может как напрямую пообщаться с потребителем (взять у него интервью или провести опрос), так и самостоятельно протестировать гипотезу о пользе каких-либо нововведений в цифровой продукт. Он выясняет его преимущества и обнаруживает недостатки, чтобы потом донести результаты своего исследования команде разработчиков. Например, специалист может выяснить, что пользователям неудобно листать сайт до конца, чтобы найти важную информацию о проекте. В этом случае он предложит навигацию по странице или просто посоветует перенести важные сведения выше.
К услугам аналитика данных большие компании прибегают, когда требуется собрать нужную информацию либо о поведении пользователей, либо о том, как продается их товар или услуга. И в том, и в другом случае специалист будет иметь дело с big data — сведениями, которые трудно систематизировать и обработать, не владея специальными знаниями и инструментами. Дата-сайентист как раз обладает всем необходимым: он не только пользуется наиболее эффективными алгоритмами сбора информации, но и умеет делать корректные и отвечающие параметрам компании выводы об их текущей ситуации на рынке. Также аналитики данных могут заниматься собственными расследованиями или работать в научных учреждениях.
Похожие специальности
бакалавриат
Выпускники направления работают системными администраторами, инженерами, специалистами по внутренним и внешним сетям. Учебный план включает в себя дисциплины из нескольких областей информатики, например, теория информационных процессов и систем, информационные технологии, архитектура информационных систем, технологии программирования, управление данными, технологии обработки информации.
Экзамены в 223 вузах:
математика
русский язык
информатика
бакалавриат
По данному направлению существует несколько специализаций. Работа выпускников связана с моделированием математического обеспечения, обслуживанием и администрированием компьютерных сетей, комплексной разработкой программного обеспечения — автоматизированных и операционных систем, сервисов, баз данных.
Экзамены в 131 вузе:
математика
русский язык
информатика
бакалавриат
Будущим программистам предстоит серьезная математическая подготовка, изучение алгоритмических языков и программирования, методов защиты компьютерной информации.
Экзамены в 111 вузах:
математика
русский язык
информатика